Кризисы в жизни ребёнка и взрослого
Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни,
точно новорожденные, не имея за плечами
никакого опыта, сколько бы нам ни было лет. Ф. Ларошфуко
Чтобы лучше понимать мир малыша - неожиданные перепады его настроения, фантазии, причуды, обманы – стоит учитывать тот факт, что движущей силой психического развития ребенка является процесс преодоления противоречий, возникающих в его жизни.
Каждый ребенок встречается с этими противоречиями в свое время. Астрология может определить время возникновения проблемы в каждом конкретном случае и пути ее решения, индивидуальные для каждого малыша.
Противоречия могут получить как положительное, так и отрицательное разрешение.
В первом случае говорят о КРИЗИСЕ, в результате прохождения которого ребенок получает ценный для дальнейшей жизни опыт, во втором – о КРИЗЕ, порождающем комплексы и другие серьезные проблемы во взрослой жизни. Тем более ценной выступает информация, которую может предоставить астролог маме ребенка: время прохождения критической ситуации, проблемы, сопутствующие этой ситуации, возможные варианты выхода из нее.
В настоящее время наиболее распространенной считается структура жизненных кризисов Эрика Эриксона. Рассмотрим ее сквозь призму астрологического видения мира в полном объеме, не останавливаясь только лишь на детских возрастных категориях. Эта информация поможет нам глубже понять и наших детей, и самих себя.
Эти возрастные периоды весьма условны, они индивидуальны для каждого конкретного человека и являются ориентировочными. Если речь идет о кризисе середины жизни (то есть так называемом кризисе сорока лет), то следует думать о том, что один человек может пройти его уже в тридцать восемь лет, а другой только в сорок два года.
Кризис одного года
Связан со взаимодействием ребенка со взрослыми, их вниманием к малышу и общением с ним. Если раньше ребенка удовлетворяло минимальное общение с родителями, то теперь он требует гораздо большего. Он все меньше спит и все активнее познает мир. В зависимости от изменения поведения родителей ребенок более или менее удачно проходит этот кризис и с новым набором сформированных качеств выходит на новый этап своей жизни.
При позитивном прохождении кризиса (далее обозначаемом «+выход») формируется открытость и доверчивость по отношению к другим.
При негативном (далее обозначается «-выход») - формируется подозрительность, замкнутость, которая становится с возрастом чертой характера личности.
Астрологически: в это время происходит обращение Солнца и Меркурия.
Кризис двух лет
Связан с приучением ребенка к навыкам личной гигиены, чистоплотности, ухода за собой, овладению бытовыми предметами. Именно этому и должны уделять внимание родители.
+выход: формируется независимость, ребенок не ощущает себя беспомощным, когда рядом нет родителей.
-выход: формируется чувство стыда и сомнения в своих способностях, инфантилизм, беспомощность.
Астрологически: обращение Марса и второй возврат Венеры.
Кризис трёх лет
Связан с проявлением активности, независимости и самостоятельности, самоутверждением личности. Ребенок впервые ощущает себя обособленной индивидуальностью. В его речи все чаще звучит фраза «Я сам!». Родители должны предоставить малышу возможность развивать в себе эти качества, а не запрещать ему действовать самостоятельно, мотивируя это тем, что он сломает вещь, испачкается, не сможет и т.д.
+выход: формируется инициативность, уверенность в себе.
-выход: формируется чувство вины, снижающее по жизни уровень притязаний.
Астрологически: происходит третье обращение Солнца и первый в жизни человека квадрат Юпитера к самому себе. Чем ближе по времени эти события, тем острее и болезненнее будет проходить ребенок данный период.
Кризис 6-7 лет
Связан с приходом ребенка в школу. Еще вчера режим дня малыша был достаточно свободным. У него не было строго заданных обязанностей, которые следовало бы выполнять в ограниченные отрезки времени. А теперь нужно несколько уроков просиживать в одной позе, при этом внимательно слушая учителя и выполняя его требования.
Родителям хочется, чтобы их чадо было успешным в учебе, получало хорошие оценки и также предъявляют к нему свои требования, да еще и домашние задания изрядно изматывают ребенка.
+выход: формируется вкус к работе, закрепляется уверенность в себе (за счет позитивного подкрепления ситуации малейшего успеха – о чем обязаны позаботиться родители и учитель), умение преодолевать трудности и контролировать результаты своей деятельности.
-выход: формирование чувства неумения, страха перед ответственностью за результаты собственной деятельности (так мешающего взрослому человеку быть успешным на работе), чувство неполноценности, комплекс жертвы, отсутствие интереса к работе как к процессу.
Астрологически: первая оппозиция Юпитера к себе и первый квадрат Сатурна. Ребенку будет гораздо легче преодолеть данный период своей жизни, если эти два астрологических события будут значительно разнесены во времени.
Психологи сравнивают нагрузку, которая ложится на плечи первоклассников, с напряжениями, которые переносят космонавты во время выполнения полета. Родители здесь должны проявить максимум понимания, терпения и участия по отношению к ребенку.
Подростковый кризис
Связан с половым созреванием и выполнением первых серьезных социальных ролей. Именно в это время ребята впервые осознают себя будущими мужчинами и женщинами и стараются вести себя соответственно половой принадлежности. На этот же период приходится формирование подростковых групп по интересам, зарождение настоящей дружбы, усваиваются понятия «честь», «достоинство», нормы морали.
+выход: принятие собственного пола и осознание социальных функций, связанных с половой принадлежностью, а также освоение умения достигать общественного признания своей личности.
-выход: формирование и закрепление комплекса неудачника, жертвы, непринятие или отторжение своего пола.
Астрологически: период начинается с возвращения Венеры солярной на свое натальное место, далее следует возвращение Юпитера, а ближе к 15 годам проходит оппозиция Сатурна и новая квадратура Юпитера. Столь насыщенный период никогда не проходит гладко и является тяжелым испытанием для каждого подростка.
Кризис молодости ( 18 – 23 года )
Связан с установлением контактов с противоположным полом, построением семьи, профориентацией, определением своего места в социуме.
+выход: формирование умения строить глубокие эмоциональные отношения и контакты, эффективно взаимодействовать с людьми, целеустремленности.
-выход: формируется желание изоляции от мира, конфликтность, комплекс одиночества, «лишнего человека», возникают суицидальные мысли, фобии, ощущение обреченности.
Астрологически также очень напряженный период. В это время проходит первый квадрат Урана, второй квадрат Сатурна и возвращение Лунных Узлов.
Кризис середины жизни (около 40 лет )
Связан с первым подведением итогов. Человек, оглядываясь назад, оценивает свою жизнь с точки зрения того, что он планировал и что реализовал за несколько десятков прожитых лет. Осознание того, что половина жизни прожита, заставляет задуматься над качеством жизни.
+выход: позитивное использование полученного опыта во всех сферах, оптимистический взгляд на будущее.
-выход: ощущение застоя, страх перед завтрашним днем, ощущение обреченности и бессмысленности жизни, неуверенность в себе, суицидальные настроения, алкоголизм.
Астрологически: первые квадратура Нептуна и оппозиция Урана. Сложно справиться с разрушительными (напряженные аспекты) энергиями высших планет, поэтому непрост и сам период, несмотря на то, что мы в это время уже не дети. Чтобы облегчить прохождение этого кризиса, психологи предлагают человеку задуматься над тем, что за все можно благодарить жизнь. Попытки изменить прошлое, сожаление о своих поступках ни к чему не приведут, кроме затрат времени и энергии. Лучше сделать правильные выводы и принять новый жизненный опыт. Следует провести коррекцию поведения в соответствии с возрастом и социальным статусом. Не помешает любовь и терпимость, признание прав других людей.
Кризис старения ( 65 – 70 лет )
Связан с подведением итогов жизни, изменением социального статуса (выход на пенсию), переоценкой своей профессиональной роли, осознанием факта ухудшения здоровья, утраты внешней привлекательности.
Любой из вышеперечисленных фактов может спровоцировать серьезные психические расстройства; пожилой человек, еще вчера радушной улыбкой встречавший членов семьи, возвращающихся с работы и школы, вдруг становится ворчливым, замкнутым, сердитым. И есть, как выяснилось, у него для этого веские причины: кризис старения. Это надо понимать и учитывать.
+выход: осознание смысла и ценности прожитой жизни, оптимизм.
-выход: отчаяние, страх смерти
Астрологически: период отягощен вторым возвращением Сатурна, первой квадратурой Плутона и второй квадратурой Урана. Полный набор возможных неприятностей поможет преодолеть мудрость, умение принять безропотно тот факт, что все течет, все изменяется и найти применение своим силам и уму. Неплохо бы начать что-нибудь новенькое, чему-нибудь научиться.
Так проявляются кризисы в жизни каждого человека, и можно заметить, что каждый кризис сопровождается планетарными возвращениями, квадратурами, оппозициями, толкая человека на развитие и переосмысление своей жизни. Правильно воспринимая кризисы, из этого времени можно извлечь огромную пользу - у человека меняется мировоззрение, он начинает заниматься любимыми делами, перестаёт беспокоиться о пустяках, посвящая свою жизнь творчеству, любви и радости. Конечно, каждый кризис несёт какие-то перемены, и порой эти перемены могут быть пугающими. Но все они направлены на развитие сознания, на осознание себя и своей роли в этой жизни.
Источник: Е. Максимова